Скачать
всю "Хронику" Генриха Латвийского в
*.doc-формате.
Одиннадцатый
год
епископства
Альберта
-
Шестой
приезд
епископа в
Ливонию. [1209
год]
-
Занятие
Кукейноса
рижанами.
-
Убийство
Викбертом
магистра
Венно.
-
Поход
рижан на
Герцике.
-
Взятие
рижанами
Герцикэ.
-
Князь
Всеволод
признает
себя
вассалом
Риги.
-
Поход
рижан и
лэттов на
Унгавнию.
-
Частичный
мир с эстами.
[1209 год] На одиннадцатый год своего посвящения вернулся
епископ Альберт из Тевтонии в сопутствии большого числа
пилигримов. Среди них были:
Рудольф из Иерихо,
Вольтер из
Гамерслевэ
(82) и множество других знатных людей, рыцарей, клириков и всякого народа; все они, не побоявшись опасностей морского плавания, прибыли в Ливонию.
Посоветовавшись с ними, епископ созвал всех давно
обращенных ливов и лэттов и напомнил им о злодействе,
совершенном в прошлом году против него и его людей королем
Вячко (Vesceka): рыцарей и дружину епископа, которые по просьбе короля с большими издержками были
посланы в помощь ему против литовцев, он умертвил с безмерным коварством.
После этого епископ со всеми пилигримами и своим
войском отправился в Кукенойс и, найдя самую гору
покинутой; но, по нечистоплотности прежних жителей
кишащей червями и змеями, велел и поручил очистить ее
заново и укрепить прочным валом. Он построил там
весьма крепкий замок, оставил в нем для охраны рыцарей и балистариев со своей дружиной и, затратив большие
средства, велел самым тщательным образом беречься, чтобы
не быть снова обманутыми какой-нибудь хитростью литовцев
или лживым коварством русских. Вышеупомянутому
Рудольфу из Иерихо он уступил половину замка, а братьям-рыцарям - их третью часть.
(83) Оставив их там и обо всем распорядившись, епископ вернулся в Ригу. Лэтты, которые между тем ходили двумя отрядами в Литву, кое-кого
убили, кое-кого взяли в плен, вернулись к нашим в Кукенойс и вместе с епископом и его людьми возвратились
домой.
Был в то время в числе братьев-рыцарей некто
Викберт.
(84) Его сердце более склонно было к любви мира
сего, чем к монашеской дисциплине, и среди братьев он
сеял много раздоров. Чуждаясь общения святой жизни
и презирая рыцарство христово, он пришел к священнику
в Идумее и сказал, что хочет подождать там прибытия епископа и готов всецело епископу повиноваться. Братья же
рыцари - Бертольд из Вендена с некоторыми другими
братьями и слугами преследовали его, как беглеца, взяли
в Идумее, отвели в Венден и бросили в тюрьму. Когда тот
услышал о прибытии епископа, он стал просить освободить его и позволить вернуться в Ригу, обещая повиноваться епископу и братьям. Братья обрадовались и, надеясь, что после вражды и неприятностей, вновь, как блудного
сына., обретут своего брата, с честью отпустили его в Ригу
и восстановили в общественных правах. Он однако лишь
недолго оставался в среде братьев, подобно
Иуде или волку,
среди овец, едва скрывая лживость своего раскаяния
и выжидая удобного дня, чтобы насытить злобу своего сердца. И случилось так: в один праздничный день, когда
прочие братья с другими людьми пошли в монастырь,
он между тем, пригласив к себе магистра рыцарей и священника их
Иоанна, под предлогом сообщения им своей
тайны, наверху в своем доме нанес вдруг секирой, которую по обыкновению всегда носил с собой, удар в голову
магистру и тут же вместе с ним обезглавил и умертвил
священника. Об этом стало известно другим братьям; они
настигли его в капелле, куда он бежал из дома, схватили
и, осудив гражданским судом, по заслугам предали жестокой смерти. Похоронив с великим горем своего верного
и благочестивого магистра
Венно со священником поставили на его место не менее благочестивого, ласкового
и полного всяких достоинств
Волквина. С тех пор он и
в присутствии и в отсутствии епископа предводительствовал и правил войском во всех походах,
с радостью бился в битвах господних и не раз ходил к окрестным язычникам. И
помогали ему все братья его, а помощь и победа господа всегда были с ними.(85)
Со смертью в том же году
Эггельберта, настоятеля
церкви святой
Марии, епископ взял из Схедской обители
(86) Иоанна, человека кроткого, сдержанного и осмотрительного во всех своих действиях, поставил его на место брата
своего, достопочтенного настоятеля, и поручил его управлению церковь святой Марии, Так как этот Иоанн, принадлежа к уставу и ордену
св. Августина, носил белую
одежду, справедливо обозначаюшую чистоту, то епископ
утвердил для всех эту одежду, заменив черные платья
и капюшоны каноников той же церкви белыми. Так как
еще не исчезла и внури и вне города боязнь язычников, эта обитель помещалась в пределах первого города, в церкви,
первоначально построенной; после пожара этой церкви
и города, (87) стали строить церковь св. Марии у
Двины вне
[в 1215 году] городских стен и там поселились.
Пилигримы же этого года готовы были послушно участвовать в работах по надстройке стены и в других, где могли
служить богу.(88)
Так как близились осенние дни, епископ неизменно озабоченный развитием и защитой ливонской церкви, собрал
на совет разумнейших из своих и внимательно обсудил
с ними, каким образом избавить молодую церковь от козней литовцев и русских. Вспомнив все зло, причинеиное
королем Герцикэ, вместе с литовцами, городу Риге, ливам и лэтгам, решили итти войной против врагов рода христианского. Ибо король
Всеволод (Vissewalde) из Герцикэ
всегда был врагом
христианского рода, а более всего латинян. Ой был женат на дочери одного из наиболее могушественных литовцев
(89) будучи, как зять его, для них почти своим, связанный с ними сверх того и дружбой,
часто предводительствовал их войсками, облегчал им
переправу через Двину и снабжал их съестными припасами, шли ли они на Руссию, Ливонию или
Эстонию.Власть литовская до такой степени тяготела тогда надо всеми жившими в тех землях племенами, что лишь немногие решались жить в своих деревушках, а больше всех
боялись лэтты. Эти, покидая свои дома, постоянно скрывались в темных лесных трущобах, да и так не могли спастись, потому что литовцы, устраивая засады по лесам, постоянно ловили их, одних убивали, других уводили
в плен, а имущество все отнимали.
Бежали и русские по лесам и деревням пред лицом,
даже немногих литовцев, как бегут зайцы пред охотником,
и были ливы и лэтты кормом и пищей литовцев,
подобно овцам без пастыря в пасти волчьей.
Поэтому бог избавил от пасти волчьей овец своих, уже
крещенных ливов и лэттов, пославши пастыря, то есть
епископа Альберта. Собрав войско со всех областей Ливонии и Лэттии, он вместе с рижанами, пилигримами и всем
своим народом, пошел вверх до Двине к Кукенойсу, а так
как Герцикэ всегда был ловушкой и как бы
великим искусителем для всех, живших по |